Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Музыкальный руководитель родителям

Дата: 15 мая 2017 в 09:43, Обновлено 21 сентября 2018 в 11:23

Здоровье и музыкальное воспитание ребёнка

— Давай, зайчик споём песенку! – ласково говорит маленькая Маша плюшевому зайцу и начинает звонко выводить тоненьким голосом, срываясь на крик: «Та-ра-ра! Та-тра-ра! Ту-ру-ру! Ту-ру-ру!»

— Замолчи! Голова болит от твоего крика! Поиграй тихонько, как все хорошие девочки делают, — строго прерывает Машу мама, не отрываясь от хозяйственных дел.

Действительно, слишком громкое, крикливое пение может вредно сказаться на слабых детских голосовых связках, кроме того оно отрицательно влияет на нервную систему детей, создаёт излишнее возбуждение, утомляет. Неприятно оно и для окружающих, но что делать, если ребёнок хочет излить избыток энергии не только в движении, но и в звуке, если он сам тянется к музыке и к песне, как наиболее доступному и понятному для него музыкальному жанру? Важно умело использовать организовать и направить эти стремления ребёнка, чтобы они служили ему не во вред, а на пользу. А это значит научить малыша внимательно слушать музыку, понимать и разделать те, настроения, чувства, которые она передаёт, воспроизводить замысловатые мелодии, не форсировать звук, добиваться, чтобы он звучал естественно и свободно.

Задача, о которой идёт речь, вполне под силу мамам и папам, дедушкам и бабушкам, старшим братьям и сестрам ребёнка. Тут не требуется особых музыкальных и педагогических познаний: ведь речь не идёт о том, чтобы готовить из малыша музыканта или певца. Достаточно привить ему несложные навыки слушания музыки и приобщить к пению в таких пределах, которые доступны и необходимы каждому человеку.

Чем раньше начнётся музыкальное воспитание ребёнка, тем более эффективно будет служить музыка совершенствованию его духовных и физических сил. Первые шаги, направленные на развитие способностей малыша к восприятию музыки, можно предпринимать уже на третьем месяце его жизни. И, как отметил композитор и педагог И.В.Якушенко: «Здесь родителям принадлежит особая роль». Недаром на протяжении многих веков знакомство человека с музыкой начиналось с колыбельной песни, которые матери поют, укачивая ребёнка.

Обычно в возрасте 2,5 – 3 месяца ребёнок уже способен сосредоточить внимание на звучание музыки и эмоционально реагировать на неё. Малышу доставляет радость, когда взрослые не громко и ласково напевают ему или наигрывают на губной гармошке спокойные мелодии. Таким образом, музыка помогает поддерживать радостное настроение ребёнка. А это очень важно, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на организм: протекание основных физиологических процессов: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ.

Первые контакты с музыкой способствуют так же развитию внимания и обеспечивают тренировку слуховых органов, необходимые для нормального здорового развития слуха ребёнка. Напевая или наигрывая простейшие мелодии в возрасте 2,5 – 6 месяцев, нужно следить, насколько он быстро реагирует на звук, отыскивает источник звучания, как долго может сосредотачивать внимание на музыке. Всякий раз, как только оно ослабевает, лучше прекратить пение, чтобы не утомлять малыша. Вначале у ребёнка появляется способность внимательно слушать музыку или пение на протяжении 20 – 30 секунд, затем постепенно это время увеличивается.

Не рекомендуется в комнате, где находиться малыш, включать на полную мощность радио, магнитофон или проигрыватель, даже если звучит спокойная мелодичная мелодия.

Проводились специальные опыты, когда в помещении, где находились новорожденные, воспроизводили записанные на магнитофонную ленту звучание биения сердца спокойно отдыхающей женщины-матери. Прослушивание этой записи действовало на младенцев успокаивающе. В то же время, звучание записи биения сердца взволнованной женщины-матери вызывало у малыша тревогу, беспокойство. На этом основании отдельные исследователи склонны видеть в звуках биения материнского сердца первую ритмическую музыку, создающую определённое настроение ребёнка.

Постепенно у детей формируется всё более чуткое ощущение взаимосвязи движений с музыкой. На втором году жизни ребёнка можно начинать понемногу знакомить с простейшими плясовыми движениями, последовательно усложняя их с возрастом. Пляска и танец активно помогает здоровому развитию костно-мышечной системы и формированию правильной осанки. А правильная осанка не только красиво, она обеспечивает нормальное положение и функционирование всех внутренних органов и, таким образом, способствует укреплению здоровья.

Разучивание плясок с детьми строится по принципу подражания малыша движениям взрослого. Хорошо, если в пляске участвуют сразу несколько детей. Однако в семье ребёнок нередко растёт один среди взрослых. В таком случае полезно использовать детские игрушки в качестве партнёров малыша по пляске или танцу. Можно так же рассаживать игрушки, как зрители, перед которыми пляшет малыш. Когда ребёнок начинает понимать речь и затем сам овладевает ею, мир его слуховых впечатлений значительно расширяется. Постепенно малыш приобретает способность улавливать музыкальное звучание в самой речи, в особенности в стихах. Вместе с тем особый интерес приобретает для них жанр песни, потому что теперь он может воспроизводить не только песенную мелодию, но и слова, улавливать внутреннюю эмоциональную связь между словом и музыкой. В этот период слушание и разучивание песен помогает совершенствовать и развивать слуховые навыки ребёнка, расширять его активный словарный запас, улучшать дикцию. Не случайно пение используется в качестве эффективного средства для исправления целого ряда речевых дефектов, которые нередко наблюдаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так, с помощью пения выпрямляют невнятное произношение отдельных звуков, искореняют нездоровую привычку к скороговорке и проглатыванию окончаний у слов, а также вылечивают от заикания. В этом отношении особенно полезны песни замедленного ритма, исполнение которых приближается к речитативу.

Некоторые приёмы, служащие для исправления дефектов в произношении отдельных звуков, могут быть легко использованы и в процессе музыкального воспитания ребёнка в семье. Например, если нужно ликвидировать картавость или произношение звуков «р», «л», полезно почаще напевать вместе с ребёнком мелодии без слов, используя междометья, где повторяются эти звуки: «Ту-ру-ру», «Тра-ля-ля» и т.п. Пение помогает совершенствовать голосовой аппарат и вокально-слуховую координацию, укрепляет голосовые связки, способствует здоровому развитию дыхания. Но эти огромные возможности, оздоровительного влияния, заложенные в пении могут в полной мере проявиться только в том случае, когда взрослые члены семьи учитывают возрастные особенности ребёнка, не перегружают его неокрепший голосовой аппарат непосильной нагрузке. Нельзя допускать, чтобы в песне малыш форсировал звук и срывался на крик. Взрослые должны указать ему, что громкое пение уместно только где-нибудь в большом зале, на сцене, а не дома в семейном кругу. Дома или во время прогулки оно не красиво. Следует показать ребёнку на примере, насколько приятной, когда песня звучит негромко.

Важно добиваться, чтобы дети пели без напряжения. Нельзя разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок и может привести к простуде. Неокрепший голосовой аппарат ребёнка требует бережного обращения и охраны от перегрузок и вредных факторов.

Интерес и стремление к пению проявляется у детей довольно рано. Уже к концу первого года, слушая песню, малыши делают попытки вторить мелодии своим лепетом. Основная речь, они начинают подпевать отдельные знакомые слова песни. Это стремление у ребёнка нужно своевременно подмечать и всячески поощрять. Таким образом, первые шаги в развитии певческих навыков, ребенок делает как бы непроизвольно, подражая пению взрослых.

Примерно на 4-м году жизни, когда певческие способности ребёнка несколько разовьются, а его голос окрепнет, следует специально разучивать с ними детские песни. Начинать следует с наиболее простых и коротких произведений. Вначале нужно, чтобы ребенок несколько раз прослушал песню в записи или в исполнении взрослого. Затем проверить, задавая вопросы, всё в ней понятно ребёнку, тогда он с удовольствием выучит слова и мелодию, будет петь. Сначала ребёнок поёт вместе с взрослым, подпевая лишь отдельные слова, фразы, а затем постепенно всю песню целиком. Лишь после таких тренировок, совместном исполнении, малышу можно предложить спеть самостоятельно. На первых порах взрослым ещё приходиться помогать ребёнку, подсказывать слова, потом к такой помощи прибегают всё реже и реже.

Необязательно песню разучивать в один приём. Занятие пением не должны быть излишне продолжительными, чтобы не наскучить малышу.  Кроме того, следует помнить, что у ребёнка слабые недостаточно развитые голосовые связки, и их не стоит утомлять продолжительным пением. Лучше всего чередовать пение со слушанием музыки или с играми и плясками под музыку. Песня – самая популярный и любимый жанр у детей дошкольного возраста. По отношению к этому жанру особенно наглядно проявляется их активность, тут они охотно становятся не только слушателями и исполнителями, но порой и творцами. Действительно, дети любят петь о том, что их занимает и волнует, на ходу импровизируя незамысловатую мелодию или складывая текст. Стремление к «песенному творчеству» заслуживает бережного отношения и поддержки со стороны взрослых.  Обычно музыкальным сочинительством начинают заниматься дети, которые уже знают много песен, любят и умеют петь. А чтобы у ребят были любовь и умение петь, должны позаботиться в первую очередь их родители, бабушки и дедушки.

К сожалению, встречаются родители, которые не желают заниматься с детьми музыкой, учить их петь, ссылаясь на то, что у ребёнка отсутствует музыкальный слух. Это глубоко ошибочный подход к делу, потому что слух, как и любые способности, формируется в процессе тренировки. Общение с музыкой, слушание песни, и попытки их самостоятельного исполнения – вот лучший путь развития музыкального слуха. Если, несмотря на заботу все старания взрослого ребёнок испытывает небольшие затруднения при пении искажает мелодии песен, то бывает полезно обратиться к врачу. Причиной затруднённого и фальшивого пения могут оказаться дефекты слуха, отсутствие необходимой координацией между слуховыми ощущениями и голосовым аппаратом, а так же какое либо заболевание горла.  Врач  даёт рекомендации, даёт лечение. Огромное значение для успешного осуществления музыкального воспитания ребёнка в семье имеет правильный подбор репертуара для занятий с малышом. В этом отношении большую помощь родителям могут оказать выпускаемые сборники произведений для детей, а так же диски для детей. Трудно переоценить значение музыкального воспитания в семье. Общение с музыкой обогащает внутренний мир малыша, даёт ему духовную закалку на всю жизнь и, таким образом служит незаменимым средством «гигиены души». Музыка способствует формированию характера, взглядов и отношений ребёнка к внешнему миру. Музыка в значительной мере способствует здоровому развитию всех духовных и физических сил ребёнка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.