Организация платных образовательных услуг
Учреждения дошкольного образования имеют право оказывать услуги в сфере дошкольного образования на платной основе. Министерство образования обращает внимание, что цель реализации содержания дошкольного образования на платной основе состоит в организации максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования, повышении его качества.
Министерство образования Республики Беларусь настоятельно рекомендует при определении содержания образовательных услуг, предоставляемых учреждением дошкольного образования на платной основе, руководствоваться соответствующими разделами учебной программы дошкольного образования – «Материнская школа», «Иностранный язык», «Детское ручное ткачество», «Хореография», "Мастерская технического конструирования", "Творческая мастерская", "Детский фитнес", "Юные туристы". Данные направления охватывают широкий спектр разных видов детской деятельности и максимально удовлетворяют запросы детей и родителей. Оказание платных услуг в сфере дошкольного образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере дошкольного образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
Кроме организации образовательных услуг на платной основе по соответствующим разделам учебной программы дошкольного образования («Материнская школа», «Иностранный язык», «Детское ручное ткачество», «Хореография», "Мастерская технического конструирования", "Творческая мастерская", "Детский фитнес", "Юные туристы"), учреждения дошкольного образования могут создавать группы, в которых обучение и воспитание осуществляется на платной основе (далее – группы на платной основе). Оказание образовательных услуг на платной основе в учреждениях дошкольного образования осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования. Типовая форма договора о платных услугах в сфере образования утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования». В договоре о платных услугах в сфере дошкольного образования в обязательном порядке указываются: наименование предоставляемой услуги, сроки предоставления услуги, ее стоимость и порядок изменения стоимости; порядок расчетов за оказание услуги и ответственность сторон.
Стоимость услуги на платной основе формируется учреждением образования самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Затраты, включаемые в себестоимость услуги, определяются на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем учреждения дошкольного образования, если иное не установлено законодательством.
На основании постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г.№ 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил ”Требования для учреждений дошкольного образования“ и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» занятия воспитанников учреждений дошкольного образования в рамках платных услуг в сфере образования и услуг, сопутствующих получению образования, организуются по группам с учетом следующих требований:
- занятия должны проводиться в групповых помещениях, в залах для музыкальных занятий и занятий по физической культуре или в специально оборудованных помещениях;
- распорядок дня должен составляться согласно приложениям 12 и 13 к вышеуказанным Санитарным нормам и правилам;
- занятия должны проводиться с учетом состояния здоровья воспитанников;
- занятия должны быть организованы для воспитанников не ранее чем с 4 –5-летнего возраста;
- продолжительность занятия не должна превышать 30 минут;
- наполняемость групп должна быть не более 12 воспитанников;
- в группах с длительностью пребывания воспитанников 10,5 – 12 часов занятия должны проводиться не более двух раз в неделю для воспитанников 4-5-летнего возраста, не более трех раз в неделю – для воспитанников 5-7-летнего возраста;
- в группах с кратковременным пребыванием воспитанников занятия должны быть организованы в первую или вторую половину рабочего дня учреждения дошкольного образования, в выходные дни – не более 4–5 раз в неделю для воспитанников 4–5-летнего возраста, не более 5–6 раз в неделю для воспитанников 5–7-летнего возраста;
- занятия, в которых преобладает статический компонент, должны проводиться не более 2 раз в неделю;
- при посещении воспитанником нескольких занятий с преобладанием статического компонента они должны чередоваться с занятиями динамического характера;
- длительность работы воспитанников с природными материалами (глина, лоза, соломка и др.), тканью, бумагой, картоном не должна превышать 15 минут.
Организация занятий в приемных, спальнях, оборудованных стационарными кроватями, учреждений дошкольного образования запрещается.
Организация платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования включает следующие этапы:
Подготовительный этап:
1. Изучение нормативных правовых актов, регламентирующих процесс организации платных образовательных услуг в сфере дошкольного образования.
2. Анализ и прогнозирование ресурсных возможностей и условий учреждения дошкольного образования, включающих кадровый потенциал, материально-техническое и методическое обеспечение, необходимых для организации и оказания качественных платных образовательных услуг.
3. Определение видов платных образовательных услуг, возможных для реализации в учреждении дошкольного образования и их рентабельности на основе анализа затрат, прогнозирования динамики прибыли.
4. Информирование родителей (законных представителей) через средства массовой информации, интернет ресурсы об оказании платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования.
5. Изучение спроса родителей (посредством проведения родительских собраний, направленных на определение их запросов по развитию детей в условиях оказания платных образовательных услуг).
6. Анализ и обобщение результатов изучения запросов родителей (законных представителей воспитанников) и формулирование выводов для определения приоритетных видов платных образовательных услуг.
7. Определение видов платных образовательных услуг исходя из запросов родителей (законных представителей воспитанников).
Организационный этап:
1. Издание приказа об оказании платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования, определяющего виды образовательных услуг на платной основе, кадровый состав, занятый предоставлением этих услуг, расписание занятий, помещения для занятий (другое – по усмотрению учреждения).
2. Заключение договоров с родителями (законными представителями воспитанников) на оказание платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования (ст. 77 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
3. Составление списков детей для посещения платной образовательной услуги.
4. Включение в учебный план учреждения дошкольного образования учебных часов сверх базового компонента в соответствии с содержанием учебной программы и составление расписания занятий по оказанию платных образовательных услуг.
5. Разработка должностных инструкций педагогов, оказывающих платные образовательные услуги в сфере дошкольного образования.
6. Составление графиков работы педагогических работников, оказывающих платные образовательные услуги.
Реализационный этап:
1. Реализация работы по оказанию платных образовательных услуг в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования. Анализ и обсуждение процесса оказания платных образовательных услуг на совещаниях при заведующем, заседании педагогического совета. Коррекция и регулирование.
2. Контроль за ходом и результатами оказания платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования.
Рефлексивный этап:
1. Анализ эффективности и результативности оказания платных образовательных услуг