Развитие речи: игры в кругу семьи
Дорогие родители!
Очень важно стимулировать речевую активность, выразительность речи и расширять словарь вашего ребёнка. Но не думайте, что для этого обязательны нудные каждодневные занятия. Вовсе нет!
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с малышом, в творческих играх. Дети уже могут самостоятельно рассказать о событиях собственной жизни, причём делают это очень выразительно.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В КРУГИ СЕМЬИ И ПО ПУТИ В ДЕТСКИЙ САД
Ассоциации.
Взрослый называет слова, а ребенок в ответ называет первое слово, какое пришло в голову. Например: солнце-лето-отдых-радость-море и т.д. Попросите ребенка объяснить, почему он ассоциирует эти слова. И сами также объясняйте свои ассоциации.
Скажи иначе.
Нужно объяснить загаданное слово, не применяя жестов, однокоренных с ним слов и самого слова. Например, это овощ, он круглый, красного цвета, содержит много витаминов (помидор). Направляйте ребенка вопросами, даже если уже отгадали слово. Пусть расскажет, как можно больше о загаданном предмете.
Цепочка слов или города.
Всем известная с детства игра. Для детей правила упрощаем. И называем любое слово на тот звук, которым закончилось предыдущее слово.
Придумай слово.
Взрослый называет звук и место звука в слове (начало, середина, конец). Ребенок придумывает слово с заданным звуком в нужной позиции.
Лишнее слово.
Взрослый произносит слова, а ребенок называет лишнее слово и объясняет свой выбор.Например: Шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки (Сапоги - обувь). Зима, весна, лето, осень, ноябрь. (Ноябрь - месяц.) . Елка, заяц, медведь, синица, еж. (Синица-птица).
Зашифрованное слово.
Взрослый загадывает слово. Произносит его по звукам. Ребенок собирает воедино звуки, произносит целиком, объясняет значение. Например: [с-о-ль]- соль (приправа, добавляется в еду, белая, мелкая). Примечание: не загадывайте длинные слова. Также и ребенок может загадывать слово, разобрав его на звуки.
Наоборот.
Взрослый называет слово, ребенок подбирает противоположное по смыслу слово. (высокий-низкий).
«Если бы…»
Пофантазируйте с ребенком. «Если бы я был волшебником, то …»
«Если бы я стал невидимым, то…»
«Если весна не наступит никогда,то…» и т.д.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УКЛАДЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
Стихи со звуком С
Я — большой усатый сом.
Пью я соки перед сном.
Жаль, что соли в речке нет —
Суп без соли ем в обед!
И с Анечкой, и с Аллочкой
Играла Саша в салочки!
А с Асей и с Сусанночкой
Катался я на саночках!
Был курносым Санин нос.
Саня вырос — нос подрос!
Соня спит и видит сон:
Сук с огромным сундуком!
Кто залез на этот сук
И повесил там сундук?
Стихи со звуком З
Из кузова в кузов
бросают арбузы.
В грозу, в грязи от груза
развалился кузов.
Загляните на минутку-
Не забудьте незабудки.
Незабудки, незабудки,
Не забудьте незабудки!
Ушла гроза за горизонт -
Закрыла Зоя сразу зонт.
В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
Стихи со звуком Ц
Заяц, цапля и цыплята
Шли по улице куда-то:
Мимо мельницы — к колодцу,
Мимо кузницы — к болотцу!
Ах, какие молодцы
Эти царские гонцы!
Целый день неслись, как птицы —
Письмецо везли в столицу!
Огурцы растут в теплице
Надо их полить водицей!
У цапли птенцы
Такие удальцы!
На одной ноге не лень
Стоять им с цаплей целый день.