Кто такой учитель-дефектолог в детском саду?
Дефектология – это наука, совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику, о чем говорит перечень дефектологических специальностей, которых существует несколько. Учитель-сурдопедагог, который обучает детей, имеющих проблемы со слухом - от слабослышащих до полностью глухих. Учитель-олигофренопедагог, который занимается с детьми с проблемами умственного развития. Учитель-тифлопедагог, который работает с детьми, у которых проблемы со зрением. Дошкольный педагог-дефектолог - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений речи.
Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду. Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребёнком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.
При обследовании дефектолог в детском саду, прежде всего, тщательно изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребёнка и его причины. Если ребёнок переведён из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются психолог, руководитель физической культуры, музыкальный руководитель.
Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Согласно статистике у каждого второго ребенка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому самой востребованной дефектологической специальностью является дефектолог-логопед. О развитии речи своего ребенка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребенка.
Занятия дефектолога-логопеда направлены на:
- формирование речи у детей, которые в 2-3 года не разговаривают;
- исправление дефектов речи;
- лечение заикания;
- развитие не только правильной, но и красивой речи;
- профилактику и коррекцию нарушений письменной речи;
- развитие у детей с речевой патологией, оптико-пространственных представлений и функций моторики;
- профилактику и коррекцию: звукопроизношения, общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, нарушений письма и чтения.
Памятка родителям для организации занятий с детьми с общим недоразвитием речи.
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
• Время занятий (15—20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
• Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
• При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
• Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
• Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
• Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.
• Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
• Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
• НЕ БЕРИТЕ на себя то, что ребенок может и должен сделать самостоятельно.
• ДАЙТЕ ему возможность самому выбирать домашние обязанности, за которые он будет отвечать лично.
• СТАРАЙТЕСЬ как можно чаще намеренно ставить малыша в ситуацию выбора, когда ему необходимо самому принять решение.
• ОБСУЖДАТЬ с ребенком различные варианты поведения той или иной ситуации, учите его анализировать обстоятельства, в которые он попадает.
• ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки.
• ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать различия между мыслями и действиями. Он должен усвоить, что на сложные вопросы нет простых ответов.
• СОВЕТУЙТЕ всегда доводить начатое дело до конца, чтобы почувствовать уверенность в своих силах.
<font color="#741b47" face="Tahoma, Arial, sans-serif" size="5"><font color="#741b47" face="Tahoma, Arial, sans-serif" size="5">Речевое развитие детей дошкольного возраста</font></font>
<font color="#111111"> </font><font color="#0000ff"> </font><font face="times new roman, serif" size="4"> <font color="#073763">Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.</font></font>
<font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4"> У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.</font>
<font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4">Так, к шестилетнему возрасту у ребенка должен быть:</font>
- <font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4">завершен процесс звукообразования;</font>
- <font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4">полностью сформирован фонематический слух;</font>
- <font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4">достаточный для полноценного общения с окружающими уровень</font>
- <font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4">сформирован словарь и грамматический строй;</font>
- <font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4">умение логично и связно строить высказывания;</font>
- <font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4">речевая активность.</font>
<font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4">К каким нарушениям письма и чтения приводит несформированность речевой базы ребенка?</font>
- <font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4">Правильность произношения звуков. Ребенок, имеющий дефекты звукопроизношения стесняется их. Избегает устных ответов, не активен на уроке.</font>
- <font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4">Умение различать звуки речи на слух. Четкое различие на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе нужной буквы.</font>
- <font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4">Словарный запас. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все части речи.</font>
- <font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4">Владение связной речью. Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим.</font>
<font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4"> К сожалению, у многих родителей существует убеждение, что поступление в школу должно автоматически привести к развитию всех речевых функций. Многие дети перед школой посещают учреждения дошкольного образования. Но не следует забывать, что главными воспитателями являются родители.</font>
<font color="#073763" face="times new roman, serif" size="4"> Если родители на каждом возрастном этапе развивают ребенка, то это в дальнейшем дает хороший результат. Так, три года – возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Расширяется эмоциональная сфера: появляется чувство жалости, смущения, самолюбия. Малыш хорошо улавливает интонации взрослых, радуясь или обижаясь. К 4 годам все это принимает более сложные формы, а главное – совершенствуется речь ребенка, расширяется как пассивный, так и активный словарь. В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи. Ребенок классифицирует предметы, объединяет их в группы. Он знает, например, что чашка, ложка, блюдце, тарелка – это посуда. А посуда бывает стеклянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиевая и т.д. Совершая различные действия с ней, он называет эти действия. У него уже сформированы такие обобщающие понятия, как: «одежда», «обувь», «овощи», «фрукты», «мебель», «домашние животные».
Задавайте вопросы ребенку таким образом, чтобы он давал развернутые, подробные ответы. Следите, пожалуйста, за своей речью, т.к. она должна быть образцом для ребенка. Постарайтесь избавиться от недостатков звукопроизношения.
Говорите медленно, четко, выразительно, красиво. Прислушивайтесь к звучанию своего голоса. Говорите с удовольствием. Постарайтесь, если не прекратить, то свести до минимума общение ребенка с родственниками и знакомыми, имеющими дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи. Чтобы правильно говорить, ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Решающее значение приобретают хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать. Конечно, должен быть сформирован речевой аппарат, работой которого руководит центральный аппарат. органы дыхания, т.е. легкие, бронхи, трахея; органы голосоподачи и голосоведения, т.е. гортань с голосовыми складками; и система воздушных полостей, т.е. глотка, носоглотка, нос, рот.
Развитию всего этого способствуют специальные упражнения. Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении. Достаточно 10 – 15 минут ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением.
Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Называйте предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова. (Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш!</font>
Театрализованная деятельность как средство преодоления речевых нарушений.
Информация из опыта работы учителя-дефектолога Романович О.К.
У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры.
Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности:
1. Развитие произносительной стороны речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие речевой деятельности и сценического мастерства: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Для развития артикуляционной моторики комплексы артикуляционной гимнастики я объединяю одним сюжетом («Испечем блины»), сказкой («Сказки о веселом язычке»), стихами. При выполнении упражнений ребенок перевоплощается то в слоненка с длинным хоботом, то в лягушку с широкой улыбкой, изображает грустную и веселую лошадку.
Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение проводятся игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия. Для развития правильного речевого выдоха ребенок превращается в холодный или теплый ветерок. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме, используя маски-шапочки, медальоны и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включаем речевой материал, который произносится на выдохе. Сначала это гласные и согласные звуки, которые произносятся изолированно. Потом сочетание этих звуков, характеризующие звукоподражания животных, птиц, людей и неживых предметов. Например, превращаемся в жуков и «летаем» по групповой комнате произнося звук ж-ж-ж на выдохе.
При постановке и автоматизации звуков использую разные виды театров. Например, при постановке и автоматизации звука ш использую пальчиковую игрушку змейку, которая подползает к мелким игрушкам, расставленным на столе, и учит их шипеть, а затем правильно произносить слоги. Для автоматизации звуков в речи подбираю диалоги в стихах или в прозе.
Развитие мелкой моторики включает пальчиковые игры, «театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика). Для проведения пальчиковой гимнастики подбираю упражнения в стихах с интересным, легко запоминающимся сюжетом или «пальчиковые» сказки. Также использую разные виды пальчиковых театров.
На занятиях по развитию речи использую психогимнастические комплексы, соответствующие лексической теме, которые включают в себя психогимнастику, мимическую, артикуляционную, дыхательную, голосовую, интонационную гимнастки. Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.
Развитие двигательных способностей детей; пластической выразительности; воображения происходит при выполнении ритмопластики, пластических этюдов, игр-имитаций, которые я часто использую в качестве физкультминуток. Выполнять эти упражнения удобнее с изображением, которое на небольшой тесёмке надевается на шею ребёнка. Делается это с тем, чтобы руки малыша оставались свободными, и в то же время, он имел возможность наблюдать картинку. Наличие картинки или маски помогает ребёнку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа, выполнять движения от его, а не от собственного лица, что психологически намного легче. Ритмопластика позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка, снять напряжение, связанное с сидением, активизировать творческие проявления малыша. С этой целью использую упражнения «Мороженое», «Семена» и др.
На занятиях по обучению грамоте также использую различные виды театров. Так персонажи сказки «Теремок» не только знакомят с гласным звуками, но и развивают интонационную сторону речи. Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). В работу включаются следующие задания:
- Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз в играх: «Поезда», «Летят самолеты», «В лесу».
- Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при чтении чистоговорок, загадок и стихов от имени героев сказок: высоким голосом читают Лиса, Белка, Зайка, низким - Медведь, Волк, Тигр. Произнесение слов и фраз в инсценировках: «Три медведя», «Теремок», «Колобок».
2. Знакомство с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией и их дифференциация.
Иногда провожу подгрупповые занятия на основе какой-либо сказки. Особое внимание уделяю закреплению навыка связного, последовательного, выразительного пересказа, умению передавать диалог действующих лиц. Для этого подбираю как хорошо знакомые детям программные сказки, так и незнакомые, взятые из детских журналов, что помогает сконцентрировать внимание детей и сформировать интерес к дальнейшим событиям. При этом использую различные виды театра – театр масок, пальчиковый театр, театр-топотушки, театр на медальонах, театр игрушек, бибабо. Такие занятия оказывают активизирующее воздействие на речевую деятельность, на эмоциональную сферу ребенка и позволяют максимально решить коррекционные задачи.
Эффективность коррекционного процесса во многом зависит от того, насколько ответственно и грамотно к нему относятся родители воспитанников. Заинтересовать и привлечь родителей к коррекционно-педагогическому процессу – одна из важных задач.