Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультации

Дата: 24 декабря 2017 в 18:30, Обновлено 21 сентября 2018 в 11:11
Автор: Логвин Л. А.

Что такое комплексное и интегрированное занятие?

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности.

Пример: на занятии «Поможем Федоре» (для детей 4-5 лет) детям предлагались задания разного характера:

1) Математические (к Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, а это значит, соотнести цифру с количеством предметов)

2) Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире. (Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки. Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Большинство из детей приходят к выводу: ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.)

3) Задания, направленные на развитие речи, мимики, жестов. (В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки.) Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.

4) Продуктивная деятельность (Федора не стала просить ложку у Жихарки и дети решили сделать ложку для Федоры. Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты).

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

* социальные, в том числе нравственно-этические;

* эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;

* логико-математические;

* естественно-научные.

Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей.

В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах.

Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.

Третья часть занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине "Уборка овощей на огороде", разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе

С. Михалкова "Овощи", рисование или аппликацию плодов; занятие "Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем" - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.

Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Комплексное занятие состоит из 3-х блоков:

Творческий блок. Этот блок направлен на развитие чувства цвета, ритма, композиции, умения изображать простейшие предметы (продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация).

Общеразвивающий блок. Этот блок направлен на развитие памяти, внимания, мышления: элементарные математические представления (счет, сравнение величин, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с цифрами и пр.) развитие речи, ознакомление с окружающим миром.

Музыкально – физкультурный блок. Этот блок направлен на развитие музыкального слуха, динамического слуха, чувства ритма; на сохранение и укрепление здоровья детей (поют, танцуют, учатся слушать музыку, понимать ее характер, играют на детских шумовых и ударных инструментах; использование здоровьесберегающих технологий, физкультминутки, динамические паузы и т.д.)

Консультация для педагогов

«О труде взрослых через игру»

Подготовил:

Проскура Е.А. –

          педагог-психолог

первой квалификационной

категории

В последнее время утрачивается ценность труда для молодого подрастающего поколения. Признаком «успешности» человека молодёжь считает наличие денег, а то, что эти «деньги» должны зарабатываться, ими не осознаётся. Так как в современном мире детей воспитывают лишенные цензуры СМИ, герои фильмов, ток-шоу, сериалов, фантомы Интернета, где авторитетами и героями времени становятся представители семейств со сверхдостатком.

На самом же деле, истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.

«Ранняя» (детская) профориентация должна проводиться заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Игра как средство знакомства с трудом взрослых

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.

Рассмотрим некоторые моменты знакомства детей с трудом взрослых, особенностями профессий с помощью сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети.

Но сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, милиционера, не смогут разыграть роль милиционера.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

- получения сведений о профессиях от родителей;

- воспитателей дошкольного учреждения;

- от сверстников и детей более старшего возраста;

- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми.

Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра.

Одно из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного "тонуса" игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжится при понижении интереса ребят.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.

Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок  и т.д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

Детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.

Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по- своему.

Структура сюжетно – ролевой игры и игры – драматизации сходна. Отличие заключается лишь в том, что в сюжетно-ролевой игре сюжет из жизни, а в театрализованной – из книжки.

Требования к литературному произведению для драматизации:

1. Литературное произведение должно быть доступно и понятно детскому опыту. Герои близкие по настроению, переживаниям;

2. Образность произведения (яркие образы героев и эпизоды);

3. Наличие монологов и диалогов;

4. Динамичность развития сюжета (быстрая смена событий, конфликт, борьба добра и зла).

С целью знакомства детей с профессиями и деятельностью взрослых для драматизации подбираются небольшие произведения.

Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Что кому нужно для работы".

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

1. Игры с предметами.

2. Настольно – печатные игры.

3. Словесные игры.

1) Игры с предметами.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используют такие игры с предметами: "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

2) Виды настольно – печатных игр:

1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине" и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

3. Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.

4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

5. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" ребенок изображает звук и движение задуманного другим детям, а они определяют, представитель какой профессии так выглядит и выполняет данные действия.

3) Словесные игры.

Они построены на словах и действиях играющих. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

Мнемотехника

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы.

Здесь используются мнемотаблицы – это схемы, в которых отражена определенная информация.

В настоящее время появилось много новых профессий, совершенствуются уже известные, появляются новые орудия труда. И в мнемотаблицах нужно показать детям роль современной техники в трудовой деятельности человека и расширить представления об эволюции предметов. Работа с мнемотаблицами позволяет не только сформировать знания о профессиях, о конкретных трудовых процессах, но и улучшить словарный запас.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь.

 Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Литература

1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — Минск : Нац. ин­т образования, 2012. — 416 с.

2. Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно­ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. К. Васильева. — Мозырь : Содействие, 2013. — 152 с.

3. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Мозырь :Белый Ветер, 2014. — 184 с.

Консультация для воспитателей

Формы и методы работы с детьми по формированию

 представлений о труде взрослых и их профессиях

                                                                      Подготовил: Осипик Н.Н.-

                                                                      воспитатель-методист

         Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами понимания ребѐнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно - бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом дошкольного учреждения, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьѐй. Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трём основным линиям:

  • приближение детей к труду взрослых;
  •  приближение работы взрослых к детям;
  • совместная деятельность детей и взрослых.

Приближение детей к труду взрослых. Это направление работы осуществляется в процессе специально организованной  деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?).  Специально организованная  деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого. Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых. Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нѐм. Многие русские художники отображали в своих картинах изнурительный труд взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций педагог обязательно должен сопровождать разъяснительной беседой, в которой необходимо сделать акцент именно на положительных изменениях условий и содержания современного труда взрослых. Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы. Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников. В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шофѐры», «Плыви, плыви, кораблик». Знакомство с профессиями произойдѐт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ѐлок у лесника. При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью специально организованной  деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.

Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений. Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии:

  • в медицинский кабинет;
  • в прачечную;
  • в библиотеку;
  • в школу;
  • в магазин;
  • в аптеку;
  • в парикмахерскую;
  • в ателье;
  • к светофору;
  • на почту;
  • на приусадебный участок;
  • на работу к родителям.

 На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в первую очередь, соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы. Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастѐт, если они смогут принять в нём хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, еѐ назначение. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объѐма познавательного материала, но и во всё большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?». С развитием интернет-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии, которые дают возможность педагогу вместе с воспитанниками не только путешествовать по всему миру, но и совершать экскурсии на заводы и фабрики, посещать музеи в самых отдалённых  местах. 

 Совместная деятельность взрослого и ребѐнка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребѐнка. Осознать общественную значимость труда взрослого ребѐнку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры.

Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберѐм ящик с инструментами».

 Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:

 1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;

2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определѐнной трудовой деятельности;

3) составление разрезных картинок на профессиональную тему. Словесные игры, например «Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребѐнка понятиями из профессиональной сферы. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. В детской художественной литературе много произведений, посвящѐнных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждѐнной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания. Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весѐлые поварята», «Поиграем в магазин». В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящѐнных празднованию Дня защитника Отечества и Вооруженных сил республики Беларусь, Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День геолога, День нефтяника, День учителя, День энергетика, день машиностроителя.  Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребѐнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.

Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещѐ носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр:

  • воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар);
  • принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге;
  • правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);
  • передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно);
  • самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);
  • договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки. В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

  • строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов;
  • исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета;
  • самостоятельно распределять роли с учѐтом возможностей, интересов и желаний друг друга;
  • находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику.

 В старшей группе совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актѐр, врач, водитель, лѐтчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей. В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

  • вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;
  • вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);
  • расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).

 Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе специально организованной образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.

      Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

  • подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
  • создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
  • подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
  • подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
  • подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
  • подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
  • выпуск настенной газеты, посвящѐнной профессиям взрослых;
  • оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
  • оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»; материалы для сюжетно-ролевых игр.

Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды учреждения дошкольного образования  могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности учреждений дошкольного образования. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Литература:

 Учебная программа дошкольного образования. Минск, Национальный институт образования, 2012

 Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых Дошкольное воспитание.- 1978.

Консультация для воспитателей

Формирование представлений о труде взрослых и их профессиях

у детей дошкольного возраста.

Подготовил: Осипик Н.Н. -

воспитатель-методист

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребёнка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок везде: в учреждении дошкольного образования, в семье и доступном ему общественном окружении - сталкивается с трудом взрослых, пользуясь его результатами. Всё это имеет решающее значение для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду, способствует сближению детей и взрослых.

По мнению Л.В.Куцаковой, формирование представлений о труде взрослых осуществляется по следующему алгоритму:

  1. конкретные сведения: трудовые действия и трудовые процессы; материалы, оборудование, инструменты для осуществления трудовых процессов; конечные результаты труда; отношение человека к труду; качество действий человека; характер взаимоотношений людей в труде;
  2. обобщённые сведения: значение труда каждого человека; свобода выбора профессий и работы, возможность проявить свои творческие способности;
  3. общие сведения:   труд как основа жизни людей, труд как основа  развития страны, труд как основа благосостояния каждого человека и общества в целом, труд как основа экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации.

Первоначально ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, а также возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей, а именно: вызвать у них желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

         В итоге дети должны получить общее представление о труде взрослых (труд- основа жизни и благосостояния каждого человека страны; труд- основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства во всём мире), в результате чего они будут испытывать чувство уважения и благодарности к людям, создающим разнообразные предметы и ценности; иметь представление о структуре трудового процесса, уметь вычленять её компоненты; уметь переносить знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда, о культуре труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд.

         В соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования ознакомление детей с трудом взрослых и с различными профессиями людей осуществляется на протяжении всего дошкольного детства.

         Особенное внимание важно уделять ознакомлению с профессиями в старшем дошкольном возрасте.

         Для детей этого возраста характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда её познания, огромная восприимчивость того, что он узнаёт самостоятельно и от взрослых. Они впечатлительны, эмоциональны и внушаемы.

         У детей старшего дошкольного возраста заметно повышается произвольность психических процессов - восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения.

         По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счёт чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщённых представлений, а также простейших понятий об окружающем мире, в том числе о труде взрослых.

         Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей – важнейший компонент психологической готовности к труду.

         Представления, в том числе представления дошкольников о труде взрослых, относятся к тем психическим явлениям, которые формируются в рамках чувственного познания. Они выполняют не только функцию отражения основных свойств объективного мира, но и функцию познавательную. Тем не менее, представления обладают самостоятельной ценностью как наглядное, зрительное отражение мира, носят осмысленный характер, обозначаются словом и означают менее глубокое знание, чем понятие.

Представления о трудовой деятельности людей являются компонентом системы знаний о социальной действительности. Сюда включаются элементарные представления о труде окружающих ребёнка людей, видах и орудиях труда.

         Представления о труде людей и понимание значения трудовой деятельности имеют решающее значение в социализации личности ребенка, обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам уже в дошкольном возрасте.

         Понимание мотивов и направленности труда взрослых регулируют поступки детей, перестраивают их отношение к собственному труду, к труду взрослых, а также к предметам, созданным людьми.

         У детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. Эта способность позволяет формировать у них осознанный интерес к деятельности взрослого и результатам его труда, а также представление о своих возможностях. К концу старшего дошкольного возраста возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется устойчивой системой отношений к себе, людям, окружающему миру.

         Детей старшего дошкольного возраста всё больше интересует мир взрослых и всё, что с этим связано – их деятельность, окружающие предметы и т.д. Дошкольники знакомы с различными видами труда: производственным, сельскохозяйственным, в сфере обслуживания и т.п. Каждый ребёнок знает от 4 до 13 профессий. Бесспорно, это не означает, что о каждой названной профессии он имеет исчерпывающие представления, однако такой широкий диапазон наименований убедительно демонстрирует огромную заинтересованность детей трудовой сферой человека.

         Дети старшего дошкольного возраста в основном правильно представляют структуру трудового процесса. Наиболее высокий уровень представлений они имеют о самой интересной для них профессии.

         В процессе знакомства детей с любым видом труда, необходимо придерживаться определённой системы, формируя у них четкие представления: о названии профессии; о месте работы; о материале для труда; о трудовых действиях; о результатах труда; о пользе труда для общества.

         Дети старшего дошкольного возраста должны понимать, что большинство окружающих нас предметов создано руками человека, его добросовестным и упорным трудом. Чтобы хорошо выполнять свое дело, люди должны много знать и уметь: учиться шить удобную и прочную, красивую одежду, строить добротные, теплые, светлые дома, школы, детские сады, управлять машиной, самолетом, поездом и т.д. Детей нужно познакомить с тем, как делаются некоторые вещи, как строятся здания, выращивается хлеб. Можно уже раскрыть определенную последовательность производственного процесса.

         Формирование представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего понимания того, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.

         На основе таких первичных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии: повар готовит суп, котлеты, компот, заботится о том, чтобы все были сыты. Портниха шьет платья, пальто, брюки, проявляя заботу о том, чтобы у всех была одежда. Такие представления позволяют формировать у воспитанников уважительное отношение к людям, представителям той или иной профессии, а также бережное отношение к результатам их труда.

         На основе таких первичных обобщений можно сформировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда вытекает более сложное обобщение: труд – проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, её выполняющим. Это высокий уровень обобщений и он доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии формирования у воспитанников всех предшествующих представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте.

         В старшем дошкольном возрасте педагог дает детям представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. Например, ребёнок узнает, что булочки, которые они с мамой покупали в магазине, результат труда многих людей: работники сельского хозяйства пашут поля, засевают пшеницей, собирают урожай, на мукомольных комбинатах рабочие превращают зерно в муку, в пекарнях пекари замешивают тесто и выпекают хлеб. Грузчики загружают хлеб в машины, а шоферы развозят его в булочные, где хлеб продают продавцы. На основе этих представлений у детей начинает формироваться представление о том, что всякий труд почетен и необходим.

         В старшем дошкольном возрасте расширяют  и уточняют представления детей о разных видах труда. Поскольку дети 5-6 лет уже много видели и знают, имеют представления о разных видах трудовой деятельности людей, то теперь важно всемерно раскрывать социальную значимость и роль труда в жизни людей.

         В результате дети приходят к пониманию, что труд – это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности, человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество. Дошкольники должны понимать значимость труда людей непроизводственной сферы (учитель, юрист), а так же получить обобщенные представления о связи труда людей разных профессий.

         Знакомство дошкольников  с миром профессий осуществляется в рамках реализации образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования, предполагает проведение работы с детьми   как в специально организованных формах образовательного процесса (занятия), так и в нерегламентированных формах организации образовательного процесса: беседа после посещения спектакля, музея; после наблюдения в ходе экскурсий на почту, в магазин, ателье и т.д.

         При ознакомлении с профессиями важно, чтобы дошкольник мог осмысленно анализировать профессиональную сферу и чувствовать себя более уверенно, имея о ней элементарные представления. Представления дошкольников в области профессионального пространства и их умения применить эти представления на практике способствуют успешной социализации и включению детей в активную и продуктивную жизнь общества в дальнейшем.

Литература.

  1. Учебная программа дошкольного образования. Минск. Национальный институт образования. 2012.

2. Знакомим дошкольников с профессиями. Н.В.Литвина, Е.И.Смолер. Минск. «Экоперспектива». 2016

КОНСУЛЬТАЦИЯ 

Формирование у детей дошкольного возраста

представлений о значимости труда в жизни человека                             

                                                      Подготовил:

                                                           М.М. Литвин –

                                                                             заместитель заведующего

                                                                              по основной деятельности



 

                                                          ТРУД - ЭТО МОГУЧИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ,

В             ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
А.С. МАКАРЕНКО

Прежде чем формировать основы нравственного отношения к профессиям людей, необходимо дать представления детям дошкольного возраста о значимости труда в жизни человека.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность взрослых и детей, направленная на формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда.

  Самостоятельность - великое «завоевание» ребенка. У него рано просыпается желание все делать самому. Ребенок дошкольник еще маленький, но в жизни у него уже накопился определенный опыт. Он постоянно видит, как взрослые что-то делают, как проворны их руки, как становится чисто и красиво после того, как эти руки прикоснулись к чему-то. Теперь пришел и его день делать что-то самостоятельно. И нужно поддержать это желание маленького ребенка, помочь освоить то, что ему еще дается нелегко.

  В осуществлении трудового воспитания дошкольников выделяют наиболее типичные ошибки:

1. Недооценка возможностей дошкольника в выполнении и несении определенных трудовых поручений и обязанностей, лишение ребят самостоятельности.

2. Эпизодичность, кратковременный характер труда детей, отсутствие должной системы в организации детского труда, как в учреждении дошкольного образования, так и дома.

3. Чрезмерное увлечение словесными методами воздействия на личность ребенка: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, назидания.

4. Отсутствие или недостаток у родителей и воспитателей, соответствующих психолого-педагогических знаний.

В соответствии с учебной программой дошкольного образования трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе учреждений дошкольного образования, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- формирование старательности, трудолюбия, чувства удовлетворенности от проделанной работы;

- создание возможности для реализации потребности ребенка в индивидуальной и совместной деятельности с другими детьми и взрослыми;

- пробуждение желания трудиться на пользу общества;

- поддержка стремления к личным достижениям, к волевым усилиям для получения нужного результата;

- формирование навыков ручной умелости, развитие крупной и мелкой моторики рук.

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду

  • Принцип системности и последовательности;
  • Принцип новизны;
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач).

 Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп:

    Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.

При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.

     Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.

     Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

    Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты.

    К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно, т.е. нравственное воспитание через труд.

    Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе осуществляются одновременно.

  Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, результат), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны. Именно поэтому и возникает вопрос: можно ли говорить о том, что дошкольники занимаются трудовой деятельностью?

Цель - это то, к чему надо стремиться.

Постановка цели. Дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цель в труде, они не могут сказать себе: «Я сделаю это», «Я хочу сделать это», потом удержать эту цель и следовать ей в процессе выполнения задуманного. Младший дошкольник пока не умеет удерживать в памяти весь процесс и результат. Он сразу начинает действовать, его действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер, т. е. он может подметать, стоя на одном месте, или мыть чашку, просто подставив ее под струю воды.    Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюминутного действия.

Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получения результата. Правда, такие умения проявляются детьми на материале уже известного труда (по самообслуживанию, уборке помещения и др.), но, если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, он испытывает такие же трудности, что и малыши; ему нужна помощь взрослого.

Особенность данного компонента трудовой деятельности дошкольников — участие взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны.

  В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеет мотив- это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент, обуславливающий трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

Мотивы трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении с взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

  В трудовой деятельности старшего дошкольника большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.

Трудовые действия это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.

  Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть чашку, подмести, убрать постель, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.

При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. При образовательной деятельности план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.

  Для того чтобы научить ребенка планировать свою трудовую деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

  Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс трудовой деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы.

Предварительное планирование работы осуществляется взрослым.

При планировании важно отметить следующие моменты:

1. Указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок).

2. Определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения делать работу самостоятельно и пр.).

3. Продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд с взрослым, поручение, дежурство и т.д.).

4. Наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому и пр.).

5. Указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы.

6. Наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.

Оценка. Эта операция сложна для малышей и более легко удается старшим дошкольникам. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Сначала они овладевают оценкой результата и лишь позже учатся предвидеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия.

Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

  «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.

  Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Какие же виды труда предлагаются детям дошкольного возраста как в учреждении дошкольного образования, так и в семье.

Виды труда:

- Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

- Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты или комнаты дома, участка или, если это частный дом, то уборка во дворе);

- Труд в природе (в уголке природы, дома может быть комнатное растение, за которым ухаживает ребенок, в цветнике, на огороде, в саду);

- Ручной труд (поддержание порядка в группы и дома: починка, подклеивание книг, коробок и пр.).

Содержание трудового воспитания и виды труда

Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Общественная значимость:

- освобождает других от обслуживания себя;

- ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и самостоятельностью.



 

Хозяйственно-бытовой труд, направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных моментов

Особенность хозяйственно-бытового труда - его общественная направленность, т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.

ТРУД В ПРИРОДЕ-В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ, В ЦВЕТНИКЕ

Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

 Особенности:

- результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых;

- чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат; - труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему;

- даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней.

Художественный труд представлен в двух направлениях:

- изготовление поделок,

- украшение своими изделиями помещений как в дошкольном учреждении, так и дома,  к праздникам, оформление выставок и т.д.

Организация труда детей в учреждении дошкольного образования и в семье

Формы организации труда.

1.    Поручения (индивидуальные и совместные)

-Эпизодические (краткосрочные)

-длительные

-отсроченные по времени

2. Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах остальных (в семье – расставить посуду и разложить столовые приборы к ужину).

3. Коллективный труд  направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

 Организация труда является ведущим средством трудового воспитания.  

   В процессе труда происходит:

  1.  Накопление практического опыта,
  2.  Формирование  навыков и умений,
  3.  Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата),
  4.  Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий),
  5.  Расширение кругозора,
  6.  Расширение словарного запаса,
  7.  Расширение представлений о сенсорных эталонах,
  8.  Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,
  9.  Позволяет получать оценку,
  10.  Ощущение радости от результата труда,
  11.  Проявления внимания к партнерам по труду.

Как раннее уже говорилось, что  через трудовое воспитание в ребенке закладываются нравственные принципы, рассмотрим их

Решение нравственных задач в видах труда



 



 

Самообслуживание-



 

Воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности.



 

Хозяйственно-бытовой труд-



 

Направленность труда на других, ответственность перед другими за качество своей работы.



 

Ручной труд-



 

Развитие волевых усилий, творчества.



 

Труд в природе-



 

Воспитание ответственности за жизнь животных, растений.



 

Какие же формы для ознакомления детей с трудом взрослых должны использовать педагоги и родители.

Формы ознакомления детей с трудом взрослых



 

  1. Наблюдения,
  2. Экскурсии,
  3. Чтение художественной литературы,
  4. Рассматривание картин и иллюстраций,
  5. Дидактические игры,
  6. Организация посильной помощи взрослым,
  7. Организация совместного труда детей с взрослыми,
  8. Партнерские взаимоотношения между ними.



 

Условия воспитания дошкольников в труде



 

  1. Создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе  труда;
  2.  Организация материальной среды и трудового оборудования;
  3.  Учет объема нагрузки при выполнении трудового задания, работы;
  4.  Учет индивидуальных интересов, склонностей ребенка к определенному виду труда, состояния здоровья;
  5.  Включение взрослого в труд детей на правах партнера;
  6.  Обеспечение нравственно-ценной мотивации;
  7.  Формирование экономического образа мышления через ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость.
  8.  Создание предпосылок экономического воспитания в труде: бережное отношение к результатам труда, рациональное использование материалов, представление о стоимости предметов и вложенном в их создание труде;
  9.  Разнообразие трудовой деятельности детей, гигиенические требования к организации трудовой деятельности детей и трудовому оборудованию;
  10. Правильное руководство, направленное на одновременное решение задач обучения и воспитания.



 

"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

                            

                               К. Ушинский

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.