Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского райисполкома
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка «Радуга» г. Столбцы
ТЕАТРАЛЬНЫЙ РИНГ
для педагогических работников
Развитие речи детей средствами театрально-игровой деятельности
Подготовили
Литвин М.М., заместитель заведующего по основной деятельности
Цель: систематизация знаний педагогов по организации театрально-игровой деятельности и её влиянии на развитие речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- способствовать активизации теоретических знаний, практических навыков и умений воспитателей;
- привлечь внимание педагогов к обсуждаемой теме, стимулировать развитие инициативы, творчества, артистизма;
- развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Театральный ринг проведен по принципу соревнования команд, которые выполняют различные конкурсные задания на заданную тему.
Этапы проведения театрального ринга:
- Объяснение цели, задач общего сценария и правил игры.
Ведущий знакомит участников с темой, целью, задачами театрального ринга и его правилами.
Правила игры:
- четко придерживаться установленного регламента;
- ответы не должны повторяться, важно мнение каждого участника;
- выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов;
- ответы оцениваются по пятибалльной системе, чем активнее работа внутри группы, тем выше оценка;
- если команда соперников дополняет, исправляет ответ, то ей даются дополнительные баллы.
2. Распределение ролей: разделение игроков на команды и назначение капитанов.
Участники ринга:
1) три команды педагогов (по 5 человек);
2) ведущий
3) экспертно-творческая группа в составе 3 человек.
Каждая команда выбирает своего капитана, который будет принимать окончательное решение в спорных вопросах.
Продолжительность обсуждения внутри команды не более 5 минут. Ведущий четко следит за соблюдением регламента и ходом игры.
Экспертно-творческая группа заранее готовит задания и уже непосредственно при проведении театрального ринга дает оценку качества выполнения заданий каждой командой в целом, производит подсчет результатов, заполняет протокол подведения итогов ринга и награждает победителей.
ВЕДУЩИЙ:
Развитие речи детей дошкольного возраста – одна из основных задач образовательного процесса. Для развития связной и выразительной речи дошкольников необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, использование которой стимулирует двигательную, интонационно-речевую, творческую активность детей.
Театрализация – это в первую очередь игра, импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - движением под музыку, слушанием, исполнительством, творчеством, необходимо систематизировать ее в едином процессе.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Сегодня мы в ходе театрального ринга систематизируем знания педагогов по организации театрально-игровой деятельности и её влиянии на развитие речи детей дошкольного возраста.
Командные соревнования.
- Визитная карточка команды. Каждая команда представляет себя: название; девиз команды, используя пословицы, поговорки, «крылатые выражения», собственный поэтический талант; эмблему. На выполнение задания отводится 5 минут.
I. РАУНД РАЗМИНКА.
Как Вы понимаете?
- Использование театрализованной игры на занятиях? Привести примеры (примерные ответы).
(Во время занятий педагог включает театрализованную игру и использует её как игровой приём и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребёнка, созданию атмосферы свободы в игре).
- Включение театрализованной игры в совместную деятельность детей и взрослых? Привести примеры. (примерные ответы).
( Это совместная деятельность детей и педагога на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации на прогулке, организация игр в групповых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией).
- Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей? Привести примеры. (примерные ответы).
(В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза после новогодних утренников, создавая в групповой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, так же способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.)
II. РАУНД «ОБЪЯСНЯЛКИ».
Объясните, пожалуйста, какие задачи педагоги могут решать по каждому из названных направлений средствами-театрально-игровой деятельности:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ развитие; (примерные ответы)
(- развитие представлений о разных видах театра, профессиях людей, создающих спектакли;
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре-драматизации);
- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ; (примерные ответы)
(развитие связной речи; обогащение словаря образными выражениями, сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.; овладение выразительными средствами общения: словесными-регулированием темпа речи, громкости произнесения, интонации и др. и невербальными средствами - мимикой, пантомимой, позами, жестами; совершенствование грамматического строя речи; закрепление навыков правильной речи; развитие мелкой моторики рук).
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; (примерные ответы)
(- приобщение к высокохудожественной литературе;
- развитие воображения;
- приобщение к совместной дизайн-деятельности по изготовлению костюмов, декораций, атрибутов;
- создание выразительного художественного образа;
-овладение самостоятельному нахождению приёмов изображения, материалов.)
III РАУНД «УЗНАВАЛКИ»
Как Вы понимаете определение «режиссёрская игра»? (Примерные ответы)
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребёнок примеривает роли на себя, в режиссерской игре персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребёнок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребёнок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. К режиссерским играм относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Что Вы подразумеваете под определением «игра-драматизация»? (Примерные ответы)
(Игры-драматизации относятся к разновидности театрализованных игр с детьми. Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений или собственных инсценировок. Участвуя в играх-драматизациях, ребёнок как бы «входит» в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки).
В чем отличие сюжетно-ролевой игры от игры-драматизации? (Примерные ответы)
(Различие между сюжетно-ролевой игрой и игрой-драматизацией состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отображают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный театр, инсценировка.
IV РАУНД «СПРАШИВАЛКИ»
- Что такое театр?
(Род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.)
- Что такое театр Би-Ба-Бо?
(Театр Би-Ба-Бо – это театр, в котором кукла одевается на руку, где указательный палец - это голова, а пальцы справа и слева- это руки.)
- Каких кукол называют марионетками?
Кукла-марионетка - это кукла, которая приводится в движение с помощью крестовины(ваги). К ней на ниточках подвешивается игрушка.
V РАУНД «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
На магнитной доске поочередно прикрепляются картинки с изображениями мимики, жеста, позы и др. Задание: определить одно слово, которым можно заменить все изображения на картинках. Жест, мимика, поза, речь. (РОЛЬ); сценарий, костюмы, актеры, зрители, декорации (СПЕКТАКЛЬ); сцена, оркестр, актеры, зрительный зал (ТЕАТР).
Музыкальная пауза.
«Домашнее задание».
(Команды готовятся к драматизации сказки-импровизации «Домашнее задание». На столах перед участниками команд игрушки. С их помощью необходимо сочинить сказку или фрагмент какой-нибудь истории) - 5 минут.
VI РАУНД . Творческое задание.
(Эскизы-костюмы необходимо защитить, используя художественное слово)
1). Создать эскиз костюма на тему « Дорожное движение».
2). Создать эскиз костюма на тему « 4 поры года».
3). Создать эскиз костюма на тему «Здоровье и спорт».
4. Подведение итогов игры, награждение участников.
Предварительная подготовка:
1. Составление плана-сценария театрального ринга.
2. Изучение педагогами дошкольного учреждения методической литературы по обсуждаемой проблеме.
3. Составление членами экспертно-творческой группы заданий конкурсов.
4. Подбор упражнений на выявление и развитие профессиональных качеств воспитателя.
5. Подготовка командами домашнего задания.
6. Оформление выставки по театрально-игровой деятельности.
7. Определение места, времени проведения педагогического ринга, подготовка необходимых условий, назначение ответственных.
Во время проведения педагогического ринга между конкурсными заданиями проводятся музыкальные паузы, развлекательные номера, подготовленные музыкальными руководителями учреждения дошкольного образования.