Заряжаемся безопасно…
Сегодня практически у каждого человека есть мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и ряд других устройств, аккумуляторы которых заряжаются от электрической сети.
При этом следует помнить, что электрическое устройство, которое включено в розетку, но не используется по назначению, может представлять пожарную опасность.
Какие же несложные правила следует соблюдать, чтобы избежать возгорания зарядного устройства?
В инструкции к мобильному телефону чётко сказано, что в целях безопасности неработающее по прямому назначению зарядное устройство нужно отключать от сети.
Помните, что, оставляя устройство в розетке, вы оставляете под напряжением прибор, не думая о том, что в сети бывают скачки напряжения (технические сбои, переключения трансформаторов и т.п.), в результате которых ваше устройство может не только задымиться, но и загореться. По этой же причине необходимо заряжать устройство только в вашем присутствии. Современные зарядные устройства для телефонов оснащены встроенной системой защиты от возгорания. Однако у каждого прибора есть срок службы, и корпус зарядного устройства может оплавиться и загореться, если выработан ресурс зарядки.
И ещё одно правило, которое следует соблюдать: необходимо использовать оригинальные зарядные устройства, предназначенные именно для этой модели телефона или планшета. На практике мы далеко не всегда используем «подходящее» зарядное устройство для своего гаджета. Если для зарядки телефона или смартфона используется другое, более мощное зарядное устройство, то в этом случае есть риск воспламенения самой зарядки или даже взрыва аккумулятора.
В весенне-летний период большую опасность представляет зарядное устройство, оставленное в розетке во время грозы. Молния во время удара может вывести из строя любой электроприбор, не говоря уже о зарядном устройстве, которое может воспламениться.
Шагая в ногу с техническим процессом, не забывайте шагать вместе с безопасностью! Берегите себя и своих близких! В случае любой чрезвычайной ситуации звоните по номеру «101» или «112»!
Собираясь в лес…
В последнее время участились случаи, так называемых «лесных потеряшек». Вот несколько советов от спасателей для тех, кто собирается в лес:
- перед выходом в лес изучите карту местности, вооружитесь телефоном с навигатором и минимальной аптечкой;
- не отправляйтесь в лес в одиночку;
- изучите основные правила ориентирования в лесу;
- сообщите родственникам или знакомым о предполагаемом маршруте и времени возвращения, своевременно информируйте их, если планы изменились;
- надевайте удобную, непромокаемую одежду и обувь; кроме того, предпочтение отдайте яркой одежде.
Если вы заблудились в лесу, первое, что необходимо, – сориентироваться на местности, определить, где можно найти воду и огонь, чтобы защититься от холода и организовать ночлег.
Если у вас с собой мобильный телефон, наберите номер службы спасения и сообщите, из какого населенного пункта и какого района вошли в лес, опишите, что видите вокруг себя.
Если оказались в лесу без телефона, а свое местонахождение не можете определить даже приблизительно, остановитесь и успокойтесь. По возможности пейте воду и двигайтесь к цели.
Главное для вас – выйти к людям, поэтому важными ориентирами будут линии электропередачи, просеки и тропинки. Обнаружив любой из этих объектов, идите вдоль него, и вы обязательно найдете людей.
Берегите себя и своих близких! В случае любой чрезвычайной ситуации звоните по номеру «101» или «112»!
О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями
О стоимости комплекта учебников и учебных пособий
Министерство образования сообщает, что принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2018 г. № 621 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 839», которым установлена плата за пользование учебниками и учебными пособиями в следующих размерах:
Для лиц, осваивающих содержание образовательных программ дошкольного образование, -0,2 базовой величины, что составит 4,9 рубля в 2018/2019 учебном году;
Для лиц, осваивающих содержание образовательных программ общего среднего образования, -0,5 базовой величины, что составит 12,25 рубля в 2018/2019 учебном году.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Кодекса установлен перечень лиц, которым предоставляются учебники и учебные пособия в бесплатное пользование:
учащиеся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;
лица с особенностями психофизического развития;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети-инвалиды в возрасте до восемнадцати лет, инвалиды с детства;
лица, осваивающие содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающие онкологическими заболеваниями или больные туберкулезом;
обучающиеся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет;
обучающиеся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами Iили II группы,
обучающихся, являющихся членами семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года “О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан”.
Так же установлено, что для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы за пользование соответствующими учебниками и учебными пособиями.
Законным представителем обучающихся, имеющих права на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями либо снижение платы за пользование ими, необходимо предоставить документы, указанные в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 года «О размере порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке постановления их в бесплатное пользование».
Первый заместитель Министра И.А.Старовойтова
ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основание:
- ст.35п.1.3. Кодекса РБ об образовании («Законные представители воспитанников обязаны выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего трудового распорядка учреждения»).
- Декрет Президента РБ от 24.11.2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
- Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных Постановлением МЗ РБ от 25.01.2013г. № 8.
- Устав ГУО «Дошкольный центр развития ребенка «Радуга» г. Столбцы.
- Распорядок дня группы, утвержденный заведующим.
- Другие нормативные правовые акты.
1. Родители обязаны предоставлять воспитателю группы, администрации достоверные сведения об анкетных данных, месте работы, занимаемой должности, адреса, телефонов городской и сотовой связи. Своевременно информировать обо всех изменениях.
2. Своевременный приход в учреждение в соответствии с распорядком дня.
Прием детей осуществляется с 7.30 до 8.30. Своевременный приход в детский сад — необходимое условие правильной организации образовательного процесса. Педагоги готовы пообщаться с Вами утром до 8.00 и вечером после 18.00. В другое время педагог работает с группой детей, и отвлекать его не рекомендуется.
3. Если Вы привели ребенка в начале какого – либо режимного момента или занятия, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.
4. Утром законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать воспитанника воспитателю, а в случае его отсутствия – иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы, помощнику воспитателя.
5. О необходимости привести или забрать ребенка в неурочное время, просим предупреждать воспитателя заранее.
6. Информировать педагогов о предстоящем отсутствии ребенка: болезнь, отпуск родителей, нахождение ребенка на домашнем режиме и д.р.
7. Родители обязаны своевременно забирать ребенка из упреждения. В случае экстренной ситуации предупредить о своей задержке воспитателя, администрацию. В отдельных случаях учреждение может ходатайствовать в комиссию по делам несовершеннолетних района о постановке на учет ребенка в банк данных семей, находящихся в социально опасном положении.
8. Забирать ребенка из учреждения должны его законные представители (родители, опекуны). Лично передавать и забирать ребенка у воспитателя, не передоверяя его лицам, не достигшим 16 летнего возраста. Запрещается отдавать детей, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники, знакомые) на основании заявления на имя руководителя учреждения дошкольного образования.
9. Родители обязаны приводить ребенка в опрятном виде: чистой одежде и обуви, с достаточным запасом сменного белья.
10. Одежда воспитанника должна соответствовать следующим требованиям:
- одежда ребёнка должна соответствовать времени года и температуре воздуха;
- не допускается ношение одной и той же пары джинсов, брюк, как на прогулке, так и в помещениях детского сада. В группе у ребенка должна быть одежда, дающая возможность при необходимости одеться, как полегче, так и потеплее. Активность детей в течение дня различна. Поэтому в одежде, в которой во время занятий ребенку было комфортно, может запросто стать жарко во время подвижных игр;
- одежда также должна быть подобрана с учетом того, что ваш ребенок сможет по максимуму одеться самостоятельно: предпочтите вещи с минимумом застежек и завязок, с широким воротом, не тугими резинками на поясе, без пуговиц на плечах и совсем под шеей, а также такие вещи, чтобы определить, где «зад» и «перед», было как можно легче (например, картинки впереди). Кроме того, одежда должна быть максимально удобной и комфортной. Помните, ваш ребенок проведет в ней почти целый день;
- обувь для детского сада (и для улицы, и для группы) лучше выбирать исходя из того, чтобы ребенок мог обуть ее и застегнуть сам. Это может быть обувь вообще без застежек, на липучках (особенно для малышей) или молнии, высший пилотаж для ребенка — шнурки, в общем, рассчитывайте на его возможности. Обувь без задников (шлёпанцы) в детском саду носить запрещается!!! Главное условие — удобная обувь с фиксируемой пяткой;
- в летний период обязательное требование к наличию головных уборов.
11. Родители должны выполнять требования и приучать детей к правильному расположению одежды в шкафчиках для раздевания.
В шкафчике должен находиться:
- отдельный мешок со сменным запасом белья; отдельный чистый пакет для грязного белья; отдельный пакет со спортивной формой: шорты, майка, обувь на прорезиненной подошве (не чешки);
- комплект сменного белья: мальчикам — шорты, трусики, колготки, майка, футболка; девочкам — колготки, трусики, майка, футболка, юбка или платье. В теплое время — носки, гольфы;
- к верхней одежде, кофтам, брюкам должны быть обязательно пришиты петельки;
- носовой платок должен находиться как в верхней одежде, так и в одежде для группы;
- белье, одежда и прочие вещи могут быть промаркированы;
- схема расположения вещей: на самой верхней полке лежат головные уборы, шарфы и перчатки. Верхняя одежда висит на крючке. На самой нижней полке стоит сменная обувь.
13. Запрещено приносить из дома игрушки, лекарства, продукты питания.
14. Родители имеют право заходить только в раздевальное помещение. Запрещено проходить в группу, спальню, туалет.
15. При посещении совместных с родителями культурно-массовых мероприятий (праздников, утренников и т.д.), проводимых в музыкальном зале, родители обязаны пользоваться сменной обувью или бахилами, снимать верхнюю одежду.
16. Родители обязаны ежегодно (в месяц рождения) предоставлять годовую справку о состоянии здоровья с указанием группы по физкультуре и группы здоровья.
17. Для того, чтобы Ваш ребенок получил помощь учителя-дефектолога необходимо предоставить в учреждение заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
18. Для получения диетического питания родители обязаны предоставлять в учреждение медицинскую справку с указанием не рекомендуемых продуктов питания и их заменой (срок годности справки 1 год). Обращаем Ваше внимание, что для воспитанников, получающих данное питание допускается отклонение от установленных Норм питания.
19. Обязательное посещение родительских собраний.
20. Родители не должны препятствовать посещению семьи 2 раза в год специалистами учреждения с целью обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних, а также изучения микроклимата в семье. В соответствии с должностными обязанностями, отраженными в Постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих», воспитатели дошкольного образования должны «изучать семейные и бытовые условия воспитанников», а также «планировать, организовывать и проводить воспитательную и образовательную работу с воспитанниками, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с “Программой воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении”».
21. Запрещается гулять с ребенком на детских площадках после того, когда родители забрали его из детского сада.
22. Родители должны своевременно вносить родительскую оплату за питание (не позднее 25 числа каждого месяца).
23. Родителя должны своевременно вносить оплату за кружки (не позднее 20 числа каждого месяца).
24. На территории учреждения строго запрещено курение.
Обращаем ваше внимание на то, что на территории учреждения дошкольного образования организован ряд мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников.
1. На территории учреждения дошкольного образования имеют право находиться:
- сотрудники учреждения в соответствии с установленным рабочим временем (с 7.30 до до 18.00);
- лица, временно выполняющие работы в соответствии с договорами подряда, на определенном для них участке работы; — родители воспитанников во время приема детей и ухода детей домой.
2. Право разрешения на вход посетителей (въезд, выезд транспорта) имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности.
3.Посторонним лицам вход на территорию учреждения запрещен. Вход в здание учреждения дошкольного образования лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность.
4. Круглосуточный доступ в здание учреждения дошкольного образования разрешается заведующему, заместителю заведующего по хозяйственной работе, заместителю заведующего по основной деятельности, персоналу обслуживающих организации при возникновении аварийных ситуаций.
5. Въезд автомобильных транспортных средств (кроме обслуживающих транспортных средств) на территорию учреждения дошкольного образования запрещен.
6. Автомобили специального назначения (пожарная, аварийная, МЧС, скорая медицинская помощь, милиция) при пожарах, авариях, стихийных бедствиях, несчастных случаях и совершении преступления на территории учреждения беспрепятственно пропускаются на территорию.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ,
к педагогам группы, независимо от их возраста, необходимо обращаться на «Вы», по имени и отчеству.
Конфликтные спорные ситуации необходимо разрешать в отсутствие детей.
Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к заведующему или заместителю заведующего по основной деятельности.
В присутствии ребенка не следует обсуждать педагогов дошкольного учреждения с родственниками или знакомыми.
У нас принято здороваться при встрече со всеми сотрудниками, вне зависимости от того, работают они непосредственно у Вас в группе или нет. Это может быть уборщик служебных помещений, кастелянша и …, вообще, все те люди, которые помогают нашему саду быть чище, лучше, красивее, а Вашему ребенку сделать пребывание в нем комфортным и счастливым.
Памятка по электробезопасности
Главная причина электротравматизма детей – это банальное незнание основных правил обращения с электрическим током.
Серьезную угрозу здоровью и жизни людей представляет электрический ток напряжением 50 вольт и выше. Дома и на улице нас окружают провода и электрооборудование, находящиеся под напряжением 220 вольт и выше. Ток, который протекает в бытовой электросети, во много раз превышает смертельный. При этом у человека нет органов чувств, которые могли бы помочь ему определить, под напряжением находится оборудование или нет. Чтобы не попасть под напряжение, ПОМНИТЕ:
Запрещается находиться вблизи территории подстанции. Нельзя близко подходить к трансформаторным подстанциям. Оборудование здесь находится под высоким напряжением 10 тысяч вольт (10000 вольт) и выше. По этой же причине старайтесь не касаться железобетонных опор линий электропередачи.
Смертельно опасно прикасаться к любым провисшим или оборванным проводам, подходить ближе, чем на 8-10 метров к лежащим на земле оборванным проводам воздушных линий электропередачи. Угрозу жизни представляют не только свисающие или оборванные провода электросетей, но и провода линий радиотелефонной связи, которые могут соприкасаться (схлестываться) с проводами воздушных линий электросетей. Большую опасность представляют провода воздушных линий и ответвлений от них к постройкам, расположенные в кроне деревьев или кустарников. Если же вы заметили этот провод слишком поздно, постарайтесь отойти от него на расстояние 8-10 метров, не отрывая ступни от земли и не создавая разрыва между стопами (пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги).
Смертельно опасно играть, раскачивая деревья вблизи линии электропередач. Сырое дерево служит проводником электрического тока. Большую опасность представляют провода воздушных линий, расположенные в кроне деревьев или кустарников. Нельзя вскрывать крышки на опорах освещения. Нельзя на опорах ВЛ ломать арматуру и рвать провода “спусков”.
Запрещается разводить костры под проводами линий электропередач, проникать в технические подвалы жилых домов, где находятся провода и коммуникации. Ни в коем случае не стоит запускать “воздушных змеев” вблизи воздушных линий электропередач, играть в спортивные игры, забрасывать удочки, магнитную ленту, проволоку и т.д.
Крайне опасно
· набрасывать на провода посторонние предметы;
· влезать на опоры линий электропередач;
· подходить и брать в руки оборванные провода;
· открывать лестничные электрощитки и вводные силовые щиты в зданиях.
Как правило, на электроустановках нанесены предупредительные специальные знаки или укреплены соответствующие плакаты. Все эти плакаты предупреждают человека об опасности поражения электрическим током, и пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их недопустимо.
Для предупреждения об опасности поражения электрическим током
Для предупреждения об опасности подъема по конструкциям, при котором возможно приближение к токоведущим частям, находящимся под напряжением
Для предупреждения об опасности поражения электрическим током
При обнаружении обрыва проводов, искрения, повреждения опор, изоляторов, незакрытых или поврежденных дверей трансформаторных подстанций или электрических щитов, обнаружении сорванных знаков или плакатов во избежание несчастных случаев необходимо незамедлительно сообщить взрослым.
Нельзя разбивать изоляторы, заходить в трансформаторные подстанции, открывать лестничные электрощиты и вводные щиты, находящихся в подъездах домов. Эти шалости могут привести к тому, что без электроэнергии могут остаться сотни и тысячи людей. Но что самое страшное – этими действиями вы подвергаете свою жизнь смертельной опасности.
Действующие электроустановки не место для игр и развлечений.
Порой кажется, что беда может произойти с кем угодно,
только не с нами. Это обманчивое впечатление!
Будьте осторожны!
Берегите свою жизнь и жизнь своих друзей и близких!
Столбцовское МРО
Филиала «Энергонадзор»
Профилактика травматизма
и мероприятия по его предупреждению
Травматизм населения – одна из важнейших проблем общественного здоровья и здравоохранения, актуальность которой определяется не только медицинскими, а и социально-экономическими аспектами, которые обусловлены последствиями травм, нередко стойкой утратой трудоспособности и даже инвалидностью, а также высоким уровнем смертности от внешних причин.
Травматизм – это показатель первичной заболеваемости, который характеризуется числом всех трав, включая отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, зарегистрированных в определенной группе населения за конкретный период времени. Наибольший его уровень отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, у женщин – 30-59 лет, и у мужчин он выше во всех возрастных группах.
Повреждением, или травмой, принято называть последствие воздействия на человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновского, электрического и др.), нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов. В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Травмы могут быть одиночными (например, перелом какой-либо кости), множественными (несколько переломов), сочетанными (переломы костей с повреждением внутренних органов) и комбинированными (перелом кости и, например, отморожение или ожог и т.п.). Травмы тканей и органов бывают открытые, с нарушением целостности кожи и слизистых оболочек, и закрытые без повреждения наружных покровов.
По данным ВОЗ, ежегодно в мире в результате травм и других несчастных случаев (внешних причин) погибает более 5 миллионов человек, что составляет около 9% от общего числа смертей, а сам травматизм является одной из основных причин в структуре «глобального бремени болезней» и, соответственно, экономических потерь. Причем следует отметить, что более 70% смертности от внешних причин приходится на трудоспособный возраст.
Травмы составляют около 12% от общего числа заболеваний, являются третьей по значимости причиной смертности и основной причиной в возрасте 1-40 лет. В странах с высоким уровнем развития на одного погибшего от травмы приходится 30 пациентов, госпитализированных в стационар, и примерно в 10 раз больше человек обращается за медицинской помощью на амбулаторно-поликлиническом уровне.
Учитывая социально-экономическую важность проблемы травматизма и его роль в обеспечении демографической безопасности страны, мероприятия по его профилактике, оптимизации специализированной медицинской помощи с развитием высокотехнологичных ее видов были включены в Государственную программу «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016-2020 годы».
За 10 последних лет (2007-2016 гг.) смертность населения от внешних причин снизилась на 41% (с 148,0 до 87,4 на 100 тысяч населения), а в абсолютных цифрах число погибших уменьшилось на 6050 человек (с 14359 до 8309), в т.ч. от утоплений – на 59%, самоубийств – на 23,3%, отравлений алкоголем – на 41%, убийств – на 40%; в результате ДТП со смертельным исходом – на 60,4%.
В 2016 г. травмы, отравления и другие несчастные случаи в Беларуси занимали 4-ое место (7%) в структуре смертности населения после болезней системы кровообращения (55,2%), новообразований (15%), симптомов и других неточно обозначенных состояний (10%).
Структура смертности от внешних причин была следующей: самоубийства (24,6%), отравления алкоголем (17,6%), дорожно-транспортные травмы (9,3%), несчастные случаи, связанные с огнем, пламенем и дымом (7,5%), падения (10,1%), прочие отравления (4,3%), утопления (5,2%), механические удушения (4,2%), убийства (4,8%) и др.
Дорожно-транспортный травматизм является одной из ведущих причин непосредственной гибели людей от травм вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП). По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в мире погибает более миллиона человек, а от 20 до 50 млн. получают травмы или становятся инвалидами. В ближайшие годы прогнозируется их рост, а дорожно-транспортный травматизм займет третье место в структуре «глобального бремени болезней», уступая лишь ИБС и депрессивным состояниям.
Страны, имеющие успехи в снижении смертности в результате ДТП, достигли этого благодаря улучшению законодательства, повышению безопасности дорог и транспортных средств, соблюдению правил дорожного движения. Почти половина этих случаев смертей в мире приходится на долю так называемых «уязвимых участников дорожного движения» – пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов.
Из числа пострадавших в ДТП около 70% нуждаются в стационарном лечении, а летальность составляет 15-20%, причем в 50-55% случаев смерть наступает на месте происшествия, в 2,5% случаев – в процессе транспортировки, в 6% случаев – в приемных отделениях и в 30-40% случаев – в других отделениях стационаров. Госпитальная летальность пострадавших в ДТП пациентов в 4,5 раза выше, чем при других заболеваниях. Это связано с тем, что основными повреждениями при ДТП являются переломы костей (30%), множественные и сочетанные повреждения (30%), травмы головного мозга (25%). Особо следует отметить высокую частоту травм головы – до 50% у пострадавших.
По данным МВД с 2007 по 2016 год число ДТП в Беларуси снизилось на 51,3% (с 7501 до 3634), за этот период число погибших снизилось на 61,2%, число раненных – на 50,9%, а тяжесть последствий [число погибших / (число раненных и погибших) х 100] снизилось на 19,6% (с 16,3 до 13,1).
Снижение в Беларуси числа раненых и погибших в ДТП стало возможным в результате активизации межведомственного взаимодействия, в т.ч. подразделений ГАИ с дорожными и коммунальными организациями в вопросах содержания улично-дорожной сети, анализу аварийности с определением мест концентрации ДТП, контролю состояния автомобильных дорог. Медицинская помощь пострадавшим в ДТП обеспечивается территориальными организациями здравоохранения, для ее оперативного оказания определенные участки дорог закреплены за организациями. Большую роль в снижении травматизма играет своевременное оказание первой помощи (спасатели, сотрудники органов внутренних дел, стюардессы, бортпроводники, лица профессий повышенного риска).
Основываясь на мировом опыте, можно отметить, что и в Республике Беларусь основными проблемами, которые могут снизить уровень травматизма и гибель людей при ДТП, являются следующие.
Во-первых, обеспечение безопасности дорожного движения: соблюдение правил и повышение мер ответственности за их нарушение (особенно при несоблюдении скоростного режима и вождении в нетрезвом состоянии). Известно, что повышение скорости в среднем на 1 км/час повышает риск ДПТ, сопровождающихся травматизмом, на 3%, а при серьезных авариях – на 5%. Вероятность смерти в ДТП при скорости 80 км/час в 20 раз выше, чем при скорости 32 км/час и т.д.
Во-вторых, умение оказать первую помощь всеми участниками дорожного движения, т.е. лицами «первого контакта».
Как известно, своевременная остановка наружного кровотечения, прибывшими работниками милиции и находящимися рядом водителями и другими лицами может спасти до 29,4% пострадавших. Своевременная иммобилизация, даже подручными средствами, может предотвратить у 25,0% пострадавших развитие травматического шока.
Большое значение в снижении ДТП в Республике Беларусь сыграло принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2014 № 483 внесены изменения в Правила дорожного движения: увеличение до 50 часов обучение практическому вождению, обязательное использование детских удерживающих устройств (детских автомобильных кресел), использование зимних шин, введение новой разметки для организации движения велосипедистов. Вступили в силу изменения в административном законодательстве, позволяющие привлекать к ответственности виновного за нарушение на основании фото-видеофиксации.
Производственный травматизм – это травмы, полученные работниками на производстве и вызванные, как правило, несоблюдением требований охраны труда. Причинами производственных травм являются:
1. Организационные, связанные с недостатками в организации и содержании рабочего места, применением неправильных приемов работы, недостаточный надзор за работой и соблюдением правил техники безопасности, допуск к работе неподготовленных рабочих; плохая организация трудового процесса, отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.
2. Санитарно-гигиенические: отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты; неправильное освещение рабочих мест; чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях; производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.
3. Личного характера: заболевание или утомление рабочего; недостаточная квалификация; неудовлетворительные бытовые условия; алкогольное опьянение.
Меры предупреждения производственного травматизма сводятся к устранению непосредственных или способствующих причин:
– механизация и автоматизация технологических процессов, ликвидация ручных операций и сокращение перекрещивающихся грузопотоков, ручной переноски изделий и подъем грузов и т.д.;
– наличие специальных безопасных мест для складирования изделий и полуфабрикатов, а также запасных частей и оборудования, чтобы не загромождать ими рабочие площади и проходы;
– соответствие технологического оборудования и инструментов своему назначению, и нахождение их в исправном состоянии;
– ограждение движущихся и вращающихся деталей машин и агрегатов, а также мест возможного соприкосновения с горячими поверхностями, едкими жидкостями и другими веществами;
– заземление всего электрооборудования в цехах и его периодический контроль;
– ограждение мест открытых контактов защитными щитками или кожухами;
– периодический контроль состояния подъемно-транспортного оборудования и аппаратов, находящихся под давлением;
– хорошее освещение, поддержание чистоты и порядка на рабочем месте и в цехе.
Для снижения производственного травматизма необходимо строго соблюдать правила охраны труда, рабочие должны обеспечиваться исправными средствами индивидуальной защиты и спецодеждой. Для оказания первой медицинской помощи должны быть в наличии аптечки с набором медикаментов, перевязочного материала, шин и др. Все вновь принимаемые на работу проходят медицинский осмотр и обязательный инструктаж по охране труда. Повышение компетентности и пополнение знаний в этой области и их проверка должны быть постоянными.
Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего – в домашней обстановке, во дворе, на даче и т.д.
На бытовой травматизм, как правило, приходится основной удельный вес всех травм. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы: уборка и ремонт помещений, приготовление пищи и т. д. В последнее время все чаще стали отмечаться травмы, полученные на даче, приусадебном участке.
Среди бытовых травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе и квартире и т.д.
В целом профилактика бытовых травм включает:
– улучшение условий быта;
– организацию досуга и проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
– антиалкогольную пропаганду;
– пропаганду здорового образа жизни и быта;
– расширение коммунальных услуг населению;
– организацию местных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
– широкое привлечение общественности.
Реже травмы получают в различных бытовых конфликтах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.
В последние годы мы стали выделять травмы, полученные в результате насилия и жестокого обращения в отдельный вид травматизма. Причем, о таких случаях, в соответствии с действующим законодательством медицинские работники обязаны сообщать в правоохранительные органы.
Уличные травмы. Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения. Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:
– планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т.д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
– организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил дорожного движения;
– обеспечение надлежащего технического состояния уличного транспорта, его безопасность, например, исправность автоматических дверей в автобусах);
– постоянный надзор за детьми и их досугом;
– проведение воспитательной и разъяснительной работы с населением (печать, радио, телевидение, лекции, доклады и др.).
В зимнее время особую озабоченность вызывает гололедная травма. Главное правило – быть предельно внимательным и осторожным и во избежание опасности необходимо:
– внимательно смотреть под ноги;
– ступать не широко, шагать медленно;
– наступать на всю подошву, но не на носок, не на стопу;
– сторониться неочищенных улиц и обходить скользкие места;
– ходить там, где тротуары посыпаны песком;
– прикрепить к подошве обуви полоску наждачной бумаги или обычного лейкопластыря;
– пользоваться обувью с рифленой подошвой;
– девушкам стоит забыть о высоких каблуках.
При падении очень важно правильно оценить свое состояние. Главные признаки перелома или вывиха: резкая боль, нарастающий отек, укорочение поврежденной конечности и невозможность ею нормально двигать. Сотрясение мозга проявляется – потерей сознания (иногда буквально на несколько мгновений), тошнотой, головной болью.
Пострадавший, во что бы то ни стало, должен привлечь внимание прохожих, попросить помощи. Надо вызвать скорую помощь или помочь добраться до ближайшего травмапункта. Обойтись без помощи врача можно только в случае легкого ушиба: просто приложите к больному месту что-нибудь холодное, это уменьшит отек и боль, и обработайте его мазью или гелем, рассасывающим синяки. Греть больное место нельзя, эффект будет прямо противоположным.
Особое внимание в последние годы в нашей стране уделяется профилактике детского бытового травматизма. Основными видами травм, которые дети могут получить дома, и их причинами являются:
- ожоги от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, электроприборов и даже открытого огня;
- падение с кровати, окна, стола и ступенек;
- удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.);
- отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими средствами, отбеливателями и др.);
- поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.
Ожоги, включая ожоги паром, – это наиболее распространенные травмы у детей. Сильные ожоги оставляют шрамы, а иногда могут привести к смертельному исходу. Ожогов можно избежать, если:
- держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;
- устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;
- держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;
- прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.
Падения – распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их можно предотвратить, если не разрешать детям играть в опасных местах; устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.
Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.
Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно. Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.
Удушье от малых предметов. Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Кормите ребенка измельченной пищей. В последнее время одной из распространенных причин попадания инородного тела в дыхательные пути стали монеты. Очень опасны маленькие отработанные батарейки, при проглатывании которых могут возникнуть тяжелые осложнения.
Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки – это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья, которое может привести к смерти. Следует убедиться, что с ребенком все обстоит благополучно. Если у него затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребенок взял что-нибудь в рот.
Отравление бытовыми химическими веществами. Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Яды для крыс и насекомых, керосин, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.
Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей. Неправильное применение и передозировка антибиотиков могут привести у маленьких детей к глухоте.
Поражение электрическим током. Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям – обнаженные провода представляют для них особую опасность.
Травматизм может и должен быть предотвращен. Существует множество данных, свидетельствующих о том, что путь вперед лежит через принятие комплекса различных подходов и конкретных мер: изменение окружающей среды, проектирование и производство безопасной продукции, принятие законодательства, требующего осуществлять эти изменения, просвещение.
Успешное решение проблемы по снижению травматизма и смертности от внешних причин возможно только при условии совместных действий государственных структур на межведомственном уровне, поддержке проводимых мероприятий (по формированию здорового и безопасного образа жизни) общественными организациями и, очень важно, широкими массами населения.
Директор РНПЦ травматологии и
ортопедии, главный внештатный
травматолог-ортопед Минздрава, д.м.н.,
профессор, академик НАН Беларуси А.В. Белецкий
Заместитель директора по
организационно-методической
работе РНПЦ травматологии и
ортопедии, к.м.н., доцент Л.Н. Ломать
Информация для родителей
Все работы хороши или знакомим детей
с профессиями взрослых
Тема выбора будущей профессии начинает обсуждаться с раннего детства. Вряд ли вы найдете детское пособие, в котором этот вопрос будет обойден стороной. Более того, ознакомление детей с профессиями – обязательный аспект государственных образовательных стандартов. И беседы с малышом о профессиях должны быть увлекательными и наглядными.
Знакомство с профессиями по дороге в детский сад или на прогулке.
Конечно, эта тема неоднократно будет обсуждаться на занятиях в детском саду, но повторить пройденное никогда не помешает. Методика беседы на прогулке очень проста: обращайте внимание на всех людей, занятых делом, и называйте ребенку их профессии.
Увидели дворника во дворе – расскажите об этой трудной и важной профессии, проходим мимо стройки – узнаем о профессии строителя.
Зашли по дороге в магазин. Спросите: кто здесь работает?
Вернувшись домой, еще раз вспомните, людей каких профессий вы встретили сегодня. Закрепить материал можно, попросив ребенка нарисовать, например, строителя в желтой каске или дворника, убирающего листву. Такая методика отлично подойдет для детей от 3 до 6 лет.
Игра «Назови профессии»
Эта понятная и занимательная игра порадует не только детей, но и взрослых. Правила очень несложные и играть можно на протяжении всего дня. Например, семья собралась за завтраком. Давайте посмотрим, что у нас на столе. Бутерброды, чай, омлет... Отличный повод поговорить о сельскохозяйственных профессиях. Откуда берутся яйца, сметана, хлеб? Кто работает на птицефабрике, в поле, на ферме? смололи муку, испекли хлеб и, наконец, доставили в магазин, где его купил папа?
Таким же образом можно проследить создание любой вещи в доме, включая, например, книжку любимых детских стихов и рассказов. Пришлось потрудиться огромной команде людей, начиная от автора, издателя, работников типографии и заканчивая продавцом книжного магазина, чтобы книга попала в руки читателя. Эта игра также предназначена детям до 6 лет.
Супергерои рядом с нами
Детям чуть постарше можно предложить составить список героических профессий. Оказывается, герои встречаются не только в кино и компьютерных играх. Ежедневно мы сталкиваемся с десятками людей по-настоящему героических профессий, правда, они не носят плащ супермена или костюм Бэтмена, но их работа – спасать жизни реальных людей. Вместе с детьми составьте список таких профессий: спасатели, полицейские, пожарные, врачи (попросите назвать известные детям врачебные специальности), летчики, военные (уточните специальности), машинисты поездов и так далее.
Профессии в моей семье.
Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о собственной семье, укрепляет семейные узы. Особенно интересны будут рассказы о роде занятий прадедушек, прабабушек, если, конечно, такие сведения сохранились в семье.
Историю можно проиллюстрировать старинными фотографиями, грамотами или даже трудовой книжкой. При беседах о профессиях взрослым нужно помнить несколько несложных правил. Никогда не делите род занятий на хорошие и плохие, престижные и не очень.
Ребенок должен понимать важность любого труда и уважать каждую профессию. Не стоит упоминать о размере заработной платы. Если вы лично негативно относитесь к представителям какой-либо профессии, воздержитесь от эмоций. Информацию нужно преподносить ровно, без негатива, чтобы у малыша сложилось беспристрастное отношение ко всем профессиям.
SHAPE \* MERGEFORMAT